ТРЕНЕРЫ
И РОДИТЕЛИ
Тезисы к очередному родительскому собранию
Не секрет, что успешная
спортивная карьера базируется на продуктивном сотрудничестве спортсмена, его
тренера, его родителей и спортивных организаций.
Не вдаваясь глубоко в
психологию и педагогику, попытаемся осветить некоторые актуальные моменты
отношений между детскими тренерами и родителями их воспитанников (как они
видятся тренеру).
Прежде всего, надо
назвать основные цели тренеров и родителей, связанные с занятиями детей
ориентированием. Родители ждут от занятий детей оздоровительного эффекта,
полезного заполнения свободного времени в хорошей компании; многих родителей
привлекает возможность в выходные и каникулы отдохнуть от своих чад. Как правило, спортивные достижения не сильно
волнуют мам и пап. Тренерам же важнее всего именно достижение спортивных
результатов, естественно, при сохранении и улучшении здоровья, как основы для
дальнейшего увеличения нагрузок; во вторую очередь, тренерам нужен
трудоспособный, управляемый, позитивный коллектив учеников.
Очень важным для
рассмотрения, отношений тренер - родители, представляются такие особенности ориентирования,
как противоречие между сугубо индивидуальными действиями спортсмена на
дистанции и необходимостью коллективных действий вне леса – в ходе выездов и тренировок, особенно при
проведении сборов и соревнований в полевых условиях. Другой важной деталью
является необходимость проведения огромного числа выездов на тренировки, сборы
и соревнования, где спортсменам и тренерам приходится не только тренироваться,
но и просто вместе проводить время и вести быт.
И наконец, необходимо
пару слов сказать о современном семейном укладе. Сейчас, в основном, нет войн,
репрессий, продуктовых карточек; очень
многим доступны личные автомобили, заграницы, неограниченные возможности
развлечений. В этой, безусловно, положительной в целом, ситуации есть и
отрицательные стороны – отсутствие навыков самообслуживания, ответственности,
привычки к долгому труду. Как у детей, так и у родителей появилась и некоторая
расслабленность перед силами природы, с
которыми постоянно приходится сталкиваться ориентировщику.
С какими же конкретно
неувязками встречаются детские тренеры?
1. Во-первых, приходят
на ум родительские «подарки», случающиеся с завидной регулярностью. Самый безобидный из них – отправка на выезд без предупреждения тренера о
непереносимости ребенком транспорта. В
лучшем случае проблема касается автомобильного транспорта, но нередки и нюансы
в автобусах, самолетах и даже поездах. Нечего и говорить, что наличие такого
ребенка сильно затрудняет переезды и жизнь группы, хотя методы борьбы с
тошнотой известны. Другим распространенным типом «подарка» является опять-таки
выезд на сборы ребенка, страдающего ночным недержанием. Не предупрежденные
тренеры и вожатые (если речь идет о лагере) тратят время и огромные
педагогические усилия на примирение
детей, не желающих жить в одной комнате (палатке) с писуном. Остаток времени уходит на стирку
постельного и нижнего белья. Случаются «подарки» и посерьезней. Как-то раз, давно,
со мной в лес поехала десятилетняя девочка, как позднее выяснилось, страдающая
астмой, вызываемой майонезом. Поевши на праздник салатика, девочка стала на
глазах распухать, а на вопрос: что с ней делать, был получен ответ: «Я теряю
сознание, и меня увозят в больницу».
Впрочем, в тот раз всё закончилось благополучно.
Это к тому, что
подразумеваемая общая заинтересованность тренеров и родителей в здоровье детей не всегда гарантирует устраивающий
стороны результат. Необходимо взаимное доверие, ведь тренер во время выездов
отвечает за жизнь и здоровье юных спортсменов и должен принимать взвешенные
решения в случаях угрозы, а для этого кроме квалификации и опыта ему нужна и
достоверная своевременная информация.
2. В мае 2014 года в
Ленинградской области произошел трагический случай, вызвавший множество
обсуждений, советов, анализа потребительских свойств различных гаджетов,
призванных помочь отысканию потерявшихся.
Но, к сожалению, этот случай не побудил некоторых родителей по-настоящему
серьезно отнестись к занятиям ориентированием своих детей. Так, для примера, уже в июне на выезде группы
нашей спортшколы в лагерь примерно у четверти (из тридцати юных спортсменов) не
оказалось ни часов, ни компасов (не буду себя утруждать объяснением
необходимости этих нехитрых устройств для обеспечения безопасности проведения
занятий в лесу). При том, что тема часов
и компасов звучит на родительских собраниях дважды в год. Так что вряд ли GPS ы и ГЛОНАССы улучшат ситуацию.
3. Неприспособленность к самообслуживанию.
Вспоминаются легенды о вылитом курином бульоне, как лишней части при готовке
вареной курицы. Но наиболее освежил тему случай всё в том же июньском лагере,
когда ребенок одиннадцати лет неделю не ходил в душ только потому, что не знал
как им пользоваться. Как правило, именно
тренерам приходится прививать начальные навыки по стирке и сушке беговой формы,
приведению в порядок шиповок.
Другой аспект этой темы
- поддержание чистоты в местах проживания и транспорте. Тренеры имеют привычку
требовать минимальной чистоты в номерах, классах, палатках, на сиденьях и
вокруг них в транспорте, прочих помещениях, где приходится находиться на
выездах. Порядок и чистота нужны, в частности, для полноценного отдыха.
Тренерский усилия малоэффективны – по-прежнему, носильные вещи лежат ровным
слоем везде, а обертки от конфет и печенья – преимущественно под кроватью. Эта
борьба за санитарное состояние нескончаема, но, надо отметить, что не всегда
родители поддерживают тренеров в этих битвах с мельницами. Широкое хождение
имеет такая родительская риторика:
посмотрите вокруг, даже в Петербурге, - грязь, помойки и разруха, урн
нет - это привычная среда, так зачем от детей требовать чего - то другого?
4. Для тренера его
воспитанники и их тренировки, соревнования
- большая, серьезная и важная часть их жизни. Такое же отношение к лесному спорту тренеры пытаются
привить и развить у своих воспитанников. Им хочется, чтобы дети ощущали ответственность за личный результат, за
результат команды, и, особенно, эстафетной. Для родителей же сплошь и рядом
важнее участия в Чемпионате города посадки картофеля на даче, день рождения
бабушки, покупка нового платья. Потом не приходится удивляться, когда юный
ориентировщик может предпочесть соревнованиям прогулку с друзьями или катание
на велосипеде.
Кроме того, есть соревнования и соревнования –
и спортсмены и родители должны понимать разницу между «хлебными» стартами,
играющими важную роль для спортшколы, клуба, города, страны, и, наконец,
тренерской зарплаты, и прочими - коммерческими, тренировочными, многодневными.
Очень важно понимать,
что только регулярные тренировки на протяжении многих лет приводят к серьезным
спортивным результатам, и только так
достигаются положительные сдвиги в здоровье ребенка. Недопустимо применять как наказание пропуск
тренировок.
Хотя, конечно, нужно
оговориться - заинтересованности, мотивированности следует ждать от
15-16-тилетних спортсменов: более юные могут увлечься другими видами активности
вне ориентирования, и это нормально.
5. Деньги и документы. Каждый
выезд требует тщательной подготовки со стороны тренера и администрации - необходимо
заблаговременно найти, заказать и оплатить транспорт, проживание, питание,
заявку. Тренерам, работающим в спортшколах, сообразно требованиям времени, надлежит оформить массу разнообразных
документов - командировок, маршрутных листов, путёвок, договоров, справок,
страховок, виз, согласий и т.п., часть из которых должна предоставляться
родителями. К сожалению, многие считают,
что для поездки ребенку просто надо в нужный момент прийти на вокзал, а уж там
тренер сам разберется и всё чудесным образом образуется.
6. Занятия
ориентированием требуют концентрации внимания, а с этим, по нашим наблюдениям,
возникают значительные проблемы из-за увлеченности разными компьютерными играми
и постоянным слушанием наушников. В какой-то мере эти игрушки помогают тренеру
заполнять детский досуг на сборах, но чрезмерное увлечение нажатием кнопочек,
особенно вместо сна, приводит к совершенно несуразным ошибкам на дистанциях.
Тренерам приходится временно реквизировать дорогостоящие родительские презенты-гаджеты-игрушки
для организации полноценного детского отдыха и сосредоточения на тренировочном
процессе.
7. Ожидание
воспитательного эффекта. Как мне
объяснили сами опытные родители ориентировщиков, воспитание ребёнка есть
необязательный побочный продукт тренировочного процесса. Возможно, многолетние
занятия ориентированием и улучшат воспитанность ребенка, а возможно и нет! Увы,
приходится признать, что и среди спортсменов с многолетним опытом остаётся
немало плохо воспитанных людей. А хорошее воспитание же очень помогает и в
контактах с членами команды, и с разными тренерами, и с функционерами, и с
соперниками.
При этом необходимо заметить, что качества,
уже имеющиеся или приобретённые в жизни, проявляются и в спорте, и наоборот.
Грубо говоря, если ребенок не привык регулярно мыть руки перед едой, то и
приучить его постоянно ориентировать карту будет непросто.
8. Жизнь в
коллективе. Лишь один свежий пример: для детей, совершающих длительный автомобильный
переезд, был куплен пятикилограммовый ящик клубники. Каждый брал по горсти и ел, потом брал
следующую, а одна девочка тщательно выбирала из ящика по одной, самой крупной
ягоде, и съедала. На замечания тренеров, о том, что она тут не одна, не реагировала,
а после отстранения от ящика разрыдалась…
Будем надеяться, что
данные заметки, не претендующие на полный охват проблемы, всё-таки облегчат взаимопонимание между тренерами и
родителями, что, в свою очередь, послужит процветанию спортивного ориентирования.
4 сентября 2014 г. К.В.Волков Санкт-Петербург